botrusk (botrusk) wrote in fem_view,
botrusk
botrusk
fem_view

Эдна Мазия "Игры на заднем дворе"

- Зачем ты пришла в тот день на детскую площадку?
- На качелях качаться.


Премьера пьесы Эдны Мазии, популярной израильской писательницы, состоялась 23 декабря 1997 года. Под её, казалось бы, вполне безобидным названием кроется прямо противоположный ему смысл. Вероятно, поэтому пьеса вызвала у публики столько неоднозначных отзывов: начиная порицаниями в сторону юной главной героини и заканчивая глобальными размышлениями о правах женщины и морали современной молодёжи.

Кстати говоря, пьеса основана на реальных событиях, произошедших в Израиле, в 1988 году. «Девушка вступила в интимную связь с парнем из кибуца. Под угрозой разглашения ее заставили вступить в связь с 4 юношами из этого же кибуца. А потом - с еще 4». Когда дело дошло до судебного разбирательства, суд первой инстанции посчитал, что изнасилования как такого не было – девушка добровольно согласилась на интимные отношения. К этому времени дело уже приобрело широкий общественный интерес, поэтому государство подало апелляцию в Верховный суд. «Суд постановил, что девушка боялась заявить о происшедшем из опасения прослыть проституткой. О добровольном согласии речи уже не шло. Обвиняемым инкриминировали статью о групповом изнасиловании. Однако, учитывая юный возраст обвиняемых - от 16 до 18, им было установлено наказание в виде года лишения свободы».

Примечательным является тот факт, что на суде не раз цитировались слова из песни израильского исполнителя Дана Альмагора: «Если ты говоришь "нет", что это может означать? Может, это "да"?» Но после суда певец изменил слова песни: "Если ты говоришь "нет", то это значит "нет".

Итак, в центре пьесы – 14-летняя Двора Мехнес. Подростковый максимализм героини достигает своего расцвета, ей хочется казаться взрослой и независимой. Все её действия направлены на показушность: реплики полны грубости, поступки – деланной крутизны.

Тонкая грань между детством и взрослой жизнью, к которой так стремится маленькая Двора, напрочь стирается в компании четырёх 17-летних парней – Шмулика, Гиди, Асафа и Селы. Двора пытается добиться их внимания, однако со стороны её поведение выглядит не только глупым и легкомысленным, но и провокационным. Так или иначе, «игры» на заднем дворе оборачиваются групповым изнасилованием.

С каждой картиной читатель/зритель чувствует, как атмосфера становится всё более угнетающей и напряжённой. Создаваемая иллюзия внешнего спокойствия меняется на мучительное предощущение чего-то страшного и необратимого, а драматичный конец пьесы заставляет задуматься, на чьей стороне всё-таки правда. Можем ли мы оправдать насилие провокационным поведением, правильно ли считать молчание негласным согласием?

«Ее поведение, несомненно, можно назвать провокативным. Ну и что же? Но разве это означает, что она хотела, чтобы ее изнасиловали трое ребят? Чтобы ее унижали, насмехались над ней? Они просто хотела раззадорить ребят, как умела. Но они использовали это. Они перешли грань дозволенного. Игра стала очень опасной. Они проникли в ее тело и душу. Это, несомненно, не то, чего она хотела».

Пьеса действительно достойна внимания публики. Она не развлечёт вас, зато покажет, какова на самом деле реальность: как зыбки наши личные права, и какое положение занимает женщина в нашем обществе.

Tags: драма, спектакль
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments